Штраф за нарушение правил хранения продуктов питания для детей
Суть спора
Прокуратура совместно со специалистами Управления Россельхознадзора провела проверку в отношении контроля качества и безопасности зерна и продуктов его переработки, мясной и молочной продукции, соблюдения требований законодательства при исполнении договоров на поставку продуктов питания в Центр развития ребенка – детский сад. Было выявлено следующее.
При закупке и хранении крупы учреждение не проверяло его качество, крупа хранилась без маркировки, установленной государственными стандартами, без документов, подтверждающих безопасность и качество крупы (удостоверений качества и безопасности, сертификатов качества).
Все это говорит о том, что имеет место нарушение требований ГОСТов. Поэтому в отношении детского сада было вынесено постановление о возбуждении административного производства.
По его итогам учреждение привлекли к ответственности по статье 7.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 10 000 руб.
Однако детский сад попытался оспорить решение проверяющих в суде.
Решение суда
Арбитры отклонили иск учреждения. И вот почему.
В соответствии со статьей 7.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, а также правил производства продуктов переработки зерна предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб.
Обратимся к пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее – Закон № 29-ФЗ). Там четко сказано: не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые:
- не соответствуют требованиям нормативных документов;
- имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
- не соответствуют представленной информации, и в их отношении имеются обоснованные подозрения о фальсификации;
- не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых это обязательно), или их сроки годности истекли;
- не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется этой информации.
Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными, не подлежат реализации и утилизируются или уничтожаются.
В соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 29-ФЗ хранение пищевых продуктов, материалов и изделий допускается в специально оборудованных помещениях, сооружениях, которые должны соответствовать требованиям строительных, санитарных и ветеринарных правил и норм.
Таким образом, правила хранения зерна, его транспортировки и переработки закреплены в соответствующих государственных стандартах, технических условиях, санитарных правилах и нормах, гигиенических нормативах и иных нормативных документах.
Так, согласно ГОСТ 26312.1-84 «Крупа. Правила приемки и методы отбора проб», каждая партия крупы, предназначенная для одновременной приемки (отгрузки или хранения), должна оформляться одним документом о качестве и сопровождаться сертификатом или заявлением-декларацией с обязательным указанием в них показателей и норм качества крупы.
В соответствии с ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах непосредственно с ними в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке:
- наименование предприятия-изготовителя, его местонахождение и подчиненность;
- наименование продукта (вид, сорт и номер), его масса нетто (кг);
- дата выработки и номер смены упаковывания;
- срок хранения;
- информация о пищевой и энергетической ценности в 100 г продукта;
- обозначение стандарта или другой нормативно-технической документации на продукцию.
Согласно пункту 2.1.1 ГОСТ 26791-89 «Продукты переработки зерна. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение», маркировка должна быть нанесена на каждую единицу потребительской тары и содержать данные, характеризующие продукцию.
В данном случае на момент проверки на складе учреждения хранилось 40,3 кг (6 партий) крупы, в том числе 23,45 кг – закупленной с нарушением требований законодательства. Так, в металлических банках без упаковки и маркировки заготовителя содержалось 2,25 кг гороха шлифованного колотого, 1,95 кг крупы пшеничной мелкодробленой.
За нарушение правил хранения, закупки, использования зерна и продуктов его переработки учреждение могут оштрафовать на сумму от 10 000 до 20 000 руб.
Важно запомнить